Иван Демидов: «Крым — это наиболее обидная для России потеря»

Наталья КИСЕЛЕВА 2007.06.21

Высокий блондин в неизменных черных очках. Таким помнят Ивана Демидова большинство жителей тогда еще не разваленного Советского Союза. Эпатажный ведущий «МузОбоза», бросающий в камеру бумажки, которые разлетались во все стороны от работающего вентилятора, и небрежно, даже как-то снисходительно произносивший: «А новостей на сегодня больше нет». Сегодня этот культовый персонаж конца 90-х превратился в политика. Причем не просто в одного из политиков России, а в человека, продвигающего русский политический проект.   Иван Демидов родился 23 июля 1963 года в г. Сызрань Куйбышевской области. В областном центре он окончил три школы: общеобразовательную, художественную и музыкальную. После школы служил в армии, в Литве, в воздушно-десантных войсках. Свою телевизионную карьеру он начал в 1984 г., работая в телецентре «Останкино» осветителем. В 1987 г. Демидов уже администратор Главной редакции программ для молодежи, затем ассистент режиссера самой популярной в то время программы «Взгляд». В 1990 г. он создает программу «МузОбоз» и становится ее ведущим. С 1995 г. Демидов пересаживается в кресло директора телеканала «ТВ-6». С 2002 по 2005 г. ведет программу «Русский Взгляд», в 2005 г. становится главным редактором православного телеканала «Спас». Демидов является постоянным членом жюри телепрограммы «КВН». В его послужном списке более 40 телепрограмм: «Пост-музыкальные новости», «Катастрофы недели», «Дорожный патруль», «Я сама», «Те кто», «Территория ТВ-6», «6 новостей», «Сделай шаг», «Профессия», «Частный случай», «Обозреватель», «О.С.П.-студия». Сегодня шоумен, продюсер и телережиссер прочно обосновался в политике. Он отвечает за молодежную политику партии «Единая Россия» и координирует движение «Молодая гвардия» — эдакий комсомол в стане единороссов, а точнее, некоммунистический союз молодежи. Для «Молодой гвардии» от комсомола Иван Демидов решил взять масштаб и перспективу, которая в Советском Союзе работала на обновление коммунистической верхушки, а сегодня, как планирует вождь молодо-гвардейцев, должна работать на обновление государственных кадров. Но они выращивают не партийную элиту, а государственников. Сегодня он такой же высокий блондин, но уже без черных очков, скрывавших его серые глаза. Таким когда-то рисовали истинных арийцев, а он предстает в образе истинного русского. В его речах слово «русский» звучит чаще, чем точки в конце его фраз. В нашей беседе с ним тоже много русского, да и во-круг, т. к. интервью «Крымскому времени» Иван Демидов дал накануне Дня России (12 июня) в пансионате «Россия», куда он приехал для участия в секции «Русский мир в контексте глобальных процессов современности» Международной конференции «Русский язык в поликультурном мире», проходившей в рамках фестиваля «Великое русское слово».      Русский проект Ивана Демидова «Русский проект», который сегодня продвигает «Единая Россия», наверняка любимое детище Ивана Демидова. Он его заботливо взращивает, холит и лелеет и все время о нем рассказывает, как любящие родители не устают рассказывать об успехах своих драгоценных чад. У него есть даже собственная версия современного триединства России. Если Николай I определял его как «православие, самодержавие, народность», то Иван Демидов придумал новую формулу — «русская культура, президент, русский народ». В рамках этого проекта Демидов ищет ответы на «русский во-прос», вырабатывает «русскую идею», формирует «русский взгляд» на политику, воспитывает «русскую нацию» и созидает «русскую цивилизацию». При этом он совершенно не боится обвинений в русском национализме. На такие вопросы, часто задаваемые человеку, продвигающему «Русский проект», он предлагает попробовать на вкус словосочетания «национальный проект» и «националистический проект» и почувствовать разницу. В первом случае мы видим основу строительства современной России, а во втором… Второго случая, да и второго дна, как вообще националистического смысла, в этом проекте нет. Просто в России наконец-то перестали бояться слова «русский». Перестали бояться на государственном уровне. И задумались над его составляющими. Кто мы вообще такие — русские? Что лежит в основе нашего самоопределения? Иван Демидов приводит в качестве примера результаты опроса ВЦИОМ, проведенного в конце прошлого года. Всероссийский центр изучения общественного мнения исследовал, как россияне относятся к идее «Россия для русских», кого считают русскими и т. д. Относительное большинство опрошенных (39%) русскими назвали тех, кто вырос и воспитан в российских традициях. Почти четверть респондентов (23%) русскими считают тех, кто трудится во благо России. И только 15% россиян высказывают мнение, что только русские по крови могут называться русскими. Русский язык как индикатор русскости выбрали 12% респондентов, а русскую православную культуру — 7%. Получается, что ответ на во-прос: «Кто такие русские?» — в России получен, об этом говорят результаты опроса ВЦИОМ. А есть ли уже результаты у «Русского проекта»? Есть, уверен Демидов, и поясняет: — Сейчас одна часть моей работы в России — это «Молодая гвардия Единая Россия». Это работа с новым поколением, поколением двадцатилетних, за которыми я наблюдаю, с которыми я общаюсь и пытаюсь втянуть в русскую политику, в российскую политику, чтобы они становились, помимо всего прочего, еще и гражданами. И я могу сказать, что не может не радовать огромный сдвиг, который произошел в молодежном сознании. Многие годы молодежью никто в России не занимался. И здесь даже нельзя винить родителей, потому что они просто не могли объяснить, как жить в новом мире капитализма, по новым правилам. Они многое даже не понимали. Они сами не могли ничего посоветовать. И молодое поколение новой России, естественно, своей основной целью поставило стать человеком мира, чтобы ничем не отличаться, скажем, от европейцев, чувствовать себя гражданином мира. Быть конкурентоспособным в мире по знаниям, по умению делать деньги, по моде, по всему. Но в последние годы проявляется замечательная тенденция: молодые люди по-прежнему хотят чувствовать себя уверенно во всем мире, но при этом они добавляют: «Мы русские!» — Это внутренний вектор «Русского проекта»? А есть ли в нем место русским, проживающим за пределами Российской Федерации? — интересуюсь у Демидова, пытаясь найти место Крыму в этом новом проекте государственного строительства РФ. — Конечно, если обобщить «Русский проект» партии «Единая Россия», это, прежде всего, идеологическая и агитационная площадка, которая потребует потом политических решений и действий. Основная задача проекта на данном этапе — выяснить, кто мы. Но поскольку «мы» — это не только те, кто живет в России, а вообще все то, что принято называть «русским миром», то ваш опыт очень важен для России. Потому что вы, наши соотечественники, пройдя такую насильственную самоидентификацию в условиях строительства национальных государств, очень многое можете дать нам, русским в России, для понимания, кто такие русские. Да и «Русский проект» по определению не может замыкаться в себе. Мы же не говорим о строительстве национального государства, то есть того, что прошли сто-двести лет назад многие европейские страны. Мы говорим о другом. Я не люблю и стараюсь не употреблять термин «империя», но, по крайней мере, мы строим такое государство русского мира, которое не может включать в себя просто какую-то группу московских княжеств. — В России появился не только «Русский проект», но и проект демографический. Как вы относитесь к одному из его пунктов по переселению русских в Россию? По крайней мере, хотелось бы услышать от вас, касается ли он русских, проживающих в Крыму? — Я скажу так. С одной стороны, в России действительно существует страшная проблема, когда все наши споры о будущем Российского государства могут упереться в непреодолимое препятствие. То есть мы можем прийти к тому, что через несколько десятков лет просто не с кем будет спорить. Русских практически не останется или они сильно сожмутся, и большой русский остров может уменьшиться до небольшого полуострова. Но с другой стороны, я прекрасно понимаю, что хотим мы этого или нет, но образовался некий статус-кво. Те русские, кто хотел, они уже переехали, а те, кто остались, уже стабилизировали свою жизнь. Что же касается конкретно Крыма, то мне лично кажется, что здесь, вопреки национальному проекту «Демография», другая ситуация. Я бы предложил русским сюда из России переезжать (смеется), а не наоборот.   Русский Крым Поговорив о России, ее проблемах и перспективах, мы плавно переходим к Крыму. Все-таки интересно, какое место занимает Крым в современном русском самосознании. Есть ли у России ностальгия по Крыму?   — Россия с Крымом и Россия без Крыма — это два разных государства? — Это абсолютно два разных государства. Вы понимаете, мы, оставаясь в политкорректных рамках, не можем сейчас говорить об изменении границ и каком-то политическом и практическом воссоединении, но тем не менее… Я думаю, что вообще если спросить любого россиянина, то, пожалуй, из всей украинской темы Крым — это наиболее обидная потеря. Она как бы свербит больше всего. Ну хотя бы из-за, чего там греха таить, ранее существовавшей имперской заносчивости или сегодняшнего ощущения этой имперской земли. Все равно, мне кажется, россияне думают, что Крым — это некий искусственный анклав на Украине. Все-таки Крым, конечно, больше русский. Я уже открыла рот, чтобы спросить, не боится ли Иван Демидов из персоны грата превратиться в персону нон грата, но он сам, без напоминаний и предостережений, оговаривается: — Опять же, речь не идет о практических шагах и решениях. Но если мы говорим о менталитете, то это так. — А чем еще Крым является для России? Ну, кроме того, что он вызывает чувство наибольшей потери… — Если отбросить расхожие термины типа «всесоюзная здравница» и другие, то мне кажется, что в привычном для людей понимании Крым — это ощущение русского моря. Если мы копнем глубже, то увидим, что вообще для России понятие «свои моря» — это часть ощущения пространства. Россия — это большой остров. В ней есть разные ворота в разные миры, за-крывать которые она не должна. Я не сторонник концепции «Россия — крепость». Закрываться от мира и вариться в собственном котле Россия не может. Россия должна иметь ворота на запад, и на восток, и на юг. И здесь у Крыма особое место. Он остается ощущением потери прежде всего не столько пляжей, моря и «Артека», сколько ощущением того, что как будто одни из ворот за-хлопнулись… — А чем является Крым лично для Ивана Демидова? — Для меня все очень просто. Я в третьем классе попал в «Артек». Все. Точка. Это была первая встреча с морем и с Крымом. И с тех пор я думаю, что Крым для меня, так же как для миллионов и миллионов моих соотечественников, — это, прежде всего, детство и море. — Что бы вы пожелали русским, проживающим в Крыму? — Знаете, я бы хотел, чтобы они становились крымскими русскими. Мне бы хотелось, чтобы наши соотечественники в Крыму очень точно сознавали, что они жители Крыма, этого уникального природного, географического и исторического образования на карте мира, и что они русские. Вот такой он, сегодняшний Иван Демидов. Бывший ведущий «МузОбоза», известный на весь бывший Советский Союз. Но к «БЫВШИМ», как это случилось со многими звездами того времени, его никак не причислишь. Уже хотя бы потому, что он строит БУДУЩЕЕ России.  


крымское агенство новостей

В Симферополе заложат новый памятник

Ко дню освобождения Симферополя от немецко-фашистских захватчиков 13 апреля в на проспекте Победы заложат камень в основание памятника Отдельной...

читать полностью


COPYRIGHT © 2008

Использование материалов time4news.org допускается только с разрешения редакции.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, разрешается при условии ссылки

(для интернет-изданий - гиперссылки) на time4news.org