Туйчи-Хан Таджибаев

Борис ЛЕВИН, Александр РЫЖЕНКО 2007.03.29

 «Чтобы не разочаровать умного зрителя, каждый иллюзионист должен уметь находить свои ходы даже в классическом фокусе» Известному российскому иллюзионисту Туйчи-Хану ТАДЖИБАЕВУ, гастролирующему со своим «Мистическим водным шоу» в Симферополе, перед началом интервью не составило труда «развести» корреспондентов «КВ». Как ни старались мы с расстояния не более десяти сантиметров разглядеть секрет превращения в руках мага гривенной купюры в стодолларовую, нам это так и не удалось.  «Пронести через таможню килограмм золота? Легко!» — Похоже, проделывать такие фокусы вне сцены для вас уже привычное занятие… — Мне нравится разыгрывать людей, ведь при этом они не только удивляются, но и улыбаются. — А кого разыгрывать доводится чаще других? — Гаишников. Я заядлый автолюбитель, поэтому часто с ними общаюсь. Почти всегда во время проверки документов что-нибудь у них «ворую» — ключи, часы, жетоны… Потом, конечно, все возвращаю. Гаишников это забавляет, поэтому они меня никогда не штрафуют, даже когда есть за что (смеется). Хотя, в общем-то, я достаточно дисциплинированный водитель. — Вспомните свой самый необычный розыгрыш. — Это было на российской таможне, когда я ехал на гастроли в Латвию. На глазах у всей смены «увел» у дежурного… таможенную печать. Хохот в зале стоял неимоверный. Начальник таможни «проштрафившегося» офицера даже пожурил в шутку: мол, теперь он у меня в долгу, не вернул бы я печать — отправился бы тот за решетку. А мгновение спустя, когда я отдал начальнику его собственные часы и ключи, он смеялся уже так, что и сказать-то ничего не мог. — Шутки шутками, а реально иллюзионист может незаметно пронести через таможню, скажем, килограмм золота? — Легко! Таможенник, как и любой другой человек, — разумное существо, а значит, его можно обмануть. Другое дело, что иллюзионисты — законопослушные граждане. Мне трудно представить, чтобы кто-то из моих коллег пошел на сделку с совестью. — Ужель не было прецедентов? — Были, конечно. Но отступников — единицы. Ино-гда доводится слышать, что тот или иной иллюзионист продал свой фокус карманнику. Таких «специалистов» исключают из нашей гильдии, поскольку они нарушают свод этических законов артистов жанра. Но, повторюсь, это единичные случаи.  «Карманники — талантливейшие люди» — Любой иллюзионист, наверное, без проблем сможет вычислить того же карманника… — Безусловно. Ведь карманники пользуются нашими методами. Достаточно посмотреть, как человек к тебе подходит, как держит руки, на что смотрит… Большинство карманников — талантливейшие люди, они могли бы стать хорошими фокусниками, но, увы, выбрали в этой жизни иной путь. — Есть люди, которые не поддаются на уловки иллюзионистов? — Есть. Иллюзионисты (смеется). Или люди, которые знакомы с нашими методами. Их, правда, не так много. — Вы сильно расстраиваетесь, когда разгадывают ваш трюк? — Никогда. Как правило, тут же предлагаю зрителю другой фокус. Или тот же, но в более сложном варианте. Каждый иллюзионист даже в классическом фокусе должен уметь находить свои ходы, чтобы не разочаровывать умного зрителя. «Прежде чем разыграть человека, я его внимательно изучаю» — Все ваши розыгрыши заканчиваются так весело? — В основном да. Ведь прежде чем разыграть человека, я его внимательно изучаю, пытаюсь предугадать реакцию на то или иное действие с моей стороны. Люди, не тронутые печатью юмора, чаще встречаются в больших залах — во время выступлений. У меня как-то были два неприятных эпизода во время гастролей в Израиле. Взрослые и с виду вполне нормальные мужчины, которых я вызывал на манеж, просто истерично реагировали на номер с вытаскиванием через карманы их брюк нижнего белья. Белье, разумеется, было реквизитным, и весь зал об этом знал. Но мужчины

устраивали из этого настоящий скандал. Один из них даже спустил свои штаны до колен, чтобы доказать публике, что я лгунишка. — Может, дело в менталитете? — Вероятно. Теперь во время зарубежных гастролей я весьма осторожен. Прежде чем предложить публике трюк или репризу, тщательно изучаю традиции страны, советуюсь с местными коллегами. Помогает знание языков — я хорошо владею узбекским, казахским, турецким, русским, английским, арабским. Нередко в программу приходится вносить изменения.  «Мазал лицо сажей и гулял по Ташкенту…» — Вы из цирковой семьи? — Нет. Никто из родственников прежде с цирком связан не был. Надеюсь, что основателем цирковой династии стану я (улыбается). — Как же вы оказались в цирке? — Это долгая и почти неправдоподобная история. Бабушка рассказывала, что я с раннего детства любил хохмить. Бывало, намажу лицо сажей и пойду гулять по улицам Ташкента. В школе меня называли Фокусником — за то, что нередко разыгрывал одноклассников. Фокусы брал из популярных в советское время журналов «Юный техник» и «Наука и жизнь». А еще любил всех пародировать, сочинял пантомимы — занятия в цирковом кружке не прошли даром. В общем, все считали, что буду артистом. Но после школы я поступил в Ташкентский педагогический институт на факультет графической подготовки — потому что еще безумно любил рисовать. Уже после армии, когда в Ташкенте Союзгосцирк проводил конкурс для выпускников цирковых училищ и студий, друзья уговорили меня, непрофессионала, записаться на просмотр. Мое выступление перед комиссией превратилось чуть ли не в сольный концерт. Я сыпал клоунскими репризами, пантомимами, а меня все не отпускали. А потом вызвали и сказали, что приглашают в новый цирковой коллектив, но предварительно отправляют в Москву в студию по подготовке цирковых номеров и аттракционов. Меня все поздравляют, а я расстроенный хожу: не хочу институт бросать. В итоге московское начальство помогло перевестись на заочное отделение в институте, и началась моя новая жизнь — цирковая.  «Никулин видел  во мне клоуна…» — Сразу стали осваивать иллюзион? — Во мне все почему-то видели только клоуна. Говорят, так Юрий Никулин решил. Но фокусы мне тоже очень нравились, поэтому параллельно со студией занимался еще и в Московском клубе фокусников. Я, кстати, в нем до сих пор состою, стараюсь не пропускать заседаний. — А институт бросили? — Закончил на «отлично». Меня даже в аспирантуру звали. Но к тому времени цирк уже полностью мною завладел. Помню свое первое сольное выступление. 1986 год. Переполненный зал Дома культуры на 850 человек. Пришли родственники, друзья… Я впервые почувствовал себя профессиональным артистом. А вскоре уже стал работать в Ташкентском цирке — клоуном. Позже — и с иллюзионом. Начались гастроли — Душанбе, Дубаи… И понеслось. Вся жизнь артиста цирка состоит из сплошных гастролей. «Сейчас подыскиваю себе участок

под строительство в Крыму…» — Говорят, вы женаты на крымской татарке… — Да, Зухра — крымская татарка. Мы с ней знакомы еще с детства — вместе занимались в цирковом кружке. Она неплохо владеет жонглированием и акробатикой. Сейчас работает в моей программе. Ее мама полтора года назад переехала в Крым, живет в селе Красном Симферопольского района. — Сами в Крым на ПМЖ не собираетесь? — Пока собираемся приобрести здесь земельный участок под строительство или недостроенный дом. Желательно у моря. Мне очень нравится Коктебель. Когда станем старенькими, наверное, неплохо будет сменить московскую бетонку на замечательные крымские пейзажи. — В первый свой приезд в Крым, в 2003 году, вы работали иллюзионистом в программе «Звезды Евразии». Сейчас у вас собственная программа… — Растем (смеется). «Мистическое водное шоу» — необычная программа. Она очень красочная и оригинальная. Мы хотели создать сказку, но чтобы каждый зритель самостоятельно находил в ней сюжет, поэтому номера идут нон-стопом, без объявления. Я горд тем, что придумал несколько номеров этой программы: «Пришельцев», «Рабов с бревнами»… Такого вы не увидите ни в одном цирке! — Как вам крымская публика? — Замечательная. Очень тепло принимает. И главное, что на всех наших представлениях — аншлаги!  «Главная награда — аплодисменты зрителей!» — Чьи иллюзионы сейчас лучшие в мире? — Безусловно, американские. У иллюзионистов из Штатов больше возможностей реализовать свои идеи. Есть научный центр, разрабатывающий трюки, а в выпуске реквизита задействованы целые фабрики… — А где вы свой реквизит берете? – Я его делаю сам. Проектирую, разрабатываю, мастерю. Причем во время гастролей. Мой инструмент всегда со мной. В Симферополе, кстати, уже успел воплотить в жизнь один из своих проектов. — Вы берете с коллег расписки о неразглашении секретов фокусов? – Нет. Я без ревности отношусь к молодым артистам, которые хотят стать иллюзионистами. У кого есть желание — пусть изучают мои фокусы. Секреты все равно не утаишь. — Ваша 17-летняя дочь Феруза, наверное, знает их все? — Все. Она увлечена иллюзионом, и я надеюсь, что со временем передам ей свой аттракцион. — Почему так мало женщин-иллюзионистов? – Но они есть. Зотова, Абдуллаева… (После долгой паузы.) В той или иной степени иллюзионист должен участвовать в создании своего реквизита. Не каждая женщина сможет научиться работать на токарном станке, поэтому представителей слабого пока так мало в нашем деле. — Что нужно для того, чтобы стать иллюзионистом? — Изначально — огромное желание. Это тяжелый труд. И нужно помнить, что на него будет уходить все ваше время. — Отпуск у вас бывает? — (Иронично улыбается.) Жизнь циркового артиста — это постоянные гастроли. Я уже 22 года без отпуска. А отдыхаю тогда, когда оказываюсь в своей московской квартире. Просто включаю телевизор, ложусь на диван и ни о чем не думаю… — Директор Симферопольского цирка Борис Борисович Тезиков коллекционирует статуэтки клоунов. А вы что? — От идеи собирать что-нибудь связанное с цирком я отказался. Дома нужно отдыхать, а те же статуэтки клоунов дают пищу для творческого полета. Я коллекционирую антиквариат: чайники, подсвечники, картины… — По-прежнему рисуете? — Да. Предпочитаю пейзажи. Все свои картины я раздариваю друзьям. Но сейчас времени на рисование практически нет. — У вас много наград. Какую из них считаете главной? — Пусть это и пафосно прозвучит, но главная награда для любого артиста — аплодисменты зала. Это самая искренняя награда.


крымское агенство новостей

В Симферополе заложат новый памятник

Ко дню освобождения Симферополя от немецко-фашистских захватчиков 13 апреля в на проспекте Победы заложат камень в основание памятника Отдельной...

читать полностью


COPYRIGHT © 2008

Использование материалов time4news.org допускается только с разрешения редакции.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, разрешается при условии ссылки

(для интернет-изданий - гиперссылки) на time4news.org