Валентин КРАСНОГОРОВ: «В отличие от некоторых знаменитых режиссеров, я женщин люблю!»

Марина ГУСАРОВА 2010.09.23
Валентин КРАСНОГОРОВ:  «В отличие от некоторых знаменитых режиссеров,  я женщин люблю!»

Этого визита в Крымском академическом русском драматическом театре им. Горького ждали давно. И прежде всего, потому, что связывает коллектив одного из старейших театров СНГ и одного из наиболее востребованных на сегодняшний день российских драматургов Валентина Красногорова давняя и плодотворная творческая дружба.

Началось это сотрудничество — шутка ли! — двадцать пять лет назад: одной из частей спектакля «Осенние мотивы» стала постановка пьесы Красногорова «Прелести измены».   Потом  — «Комната невесты». В настоящее время в репертуаре тетра четыре пьесы Красногорова: «Свидания по средам», «Нескромные желания», «Его донжуанский список» и премьера этого года — «Поздний час упоительной ночи». Причем все они были представлены в первопрочтении именно на сцене Горьковского.

«Я очень благодарен театру»

Недавно заочное знакомство переросло в очное — Валентин Красногоров, несмотря на занятость, а также бурную творческую и научную жизнь приехал-таки в Крым. Нашел драматург время  пообщаться и с  прессой. 

— Беседу нашу начну, конечно же, с благодарности театру — директору и художественному руководителю Анатолию Новикову, руководителю литературно-драматургической частью Людмиле Касьяненко, —  обратился к собравшимся питерский гость. — А также благодарю крымских журналистов за рецензии,  ведь именно СМИ создают имя, поэтому встреча с вами так важна для меня.

Не скрою, эти слова было приятно слышать и автору этих строк. Приятно и видеть свои рецензии на российских сайтах Красногорова.    Вообще, тема  «Красногоров и Крым» богата и разнообразна. Кроме Горьковского, пьесы российского гостя идут и в Севастополе:  в Театре

им. Луначарского  уже 18 лет — «Рыцарские страсти», а в театре-студии  «Земляничная поляна» — пьеса «Собака».

— С ней коллектив театра на фестивале в Николаеве получил кучу призов, в том числе и за лучшую женскую роль, которую сыграла… девочка Катя семи лет, — отметил драматург. — Они меня пригласили  на этот спектакль  — посмотрю с удовольствием!

Увидит Красногоров и спектакли, поставленные по его пьесам в Горьковском (к моменту выхода материала — уже увидел).  Как признался сам драматург, этого момента в любом театре он всегда ожидает «с некоторым страхом»:

— Конечно, театр не  может поставить пьесу  на сто процентов так, как ты хочешь. Однако раньше автора не только приглашали на премьеру —  он участвовал и в репетициях.  Увы, сейчас все это забыто, мало того что не приглашают — еще и тексты коверкают, порой даже вводят ненормативную лексику, чего я категорически не приемлю. Ужасно, когда смотришь свою любимую пьесу и тебе неприятно…

Спешу сообщить хорошую новость: все четыре спектакля, увиденные автором на четырех сценах театра, Валентину Самуиловичу понравились.  Более того,  от худрука Горьковского Анатолия Новикова Красногорову  поступило приглашение поставить в театре одну из своих пьес.

— Это приглашение я принял,  — признается драматург.  — А вот какую пьесу ставить будем, ответить пока не готов — выберем…

И химик, и лирик…

Валентин Красногоров — «дитя сороковых» —  принадлежит к поколению, в бытность которого  велся ожесточенный спор «физиков и лириков». Однако случилось так, что «внутри себя» ему удалось примирить точное и интуитивное начала: помимо лирики (в нашем случае — драматургии), частью жизни моего собеседника была и остается… правда, не физика, а химия.

— Я занимаюсь очень интересным направлением — химической технологией топлива, а именно  переработкой горючих сланцев в нефть, — рассказывает Красногоров о своей научной деятельности. —  Это дело очень перспективное. Запасов горючих сланцев на Земле в тысячи раз больше, чем нефти. Я много сотрудничаю с иностранными учеными, работал в США, Иордании, других странах, имею более ста публикаций, в том числе и в иностранных научных журналах, несколько патентов. Но теперь основное мое дело — драматургия, а химия, скорее, хобби. Интерес же к драматургии пришел довольно поздно: свою первую пьесу «Настоящий мужчина» я написал в 34 года,  поставили же ее лишь через шесть лет…    А сейчас у меня  уже 35 пьес.

«Больше всего моих пьес поставили в…  Монголии»

В разговоре Красногоров признался: соблазн «проверить алгеброй гармонию» испытывает часто:

— Пьеса — жанр, в котором органично присутствует чувство конструкции: все нужно привести к такому виду, чтобы это можно было показать на сцене. Так что занятие точными науками в этом смысле скорее помогает, чем мешает.

— А были случаи, когда ваши пьесы запрещали?

— Еще как запрещали! Потому что писал я тогда и о так называемой советской действительности.  Возьмем пьесу «Настоящий мужчина»: ее главный герой — жулик, состряпавший себе фальшивый диплом доктора наук и ставший руководителем. Сюжет другой пьесы — «Кто-то должен уйти» — вообще анекдотичен: в коллективе семь человек, по-настоящему работает только один, но именно его постоянно увольняют, остальных — нельзя, нужные люди.  И так далее.

— Какую вашу пьесу считают самой скандальной?

— «Давай займемся сексом» — о ней много говорят, но самого секса там и  в помине нет. Это абсурдная пьеса, позволяющая задуматься буквально обо всем. Она переведена на 12 языков, ее ставили в Германии, Англии, Хорватии, Румынии, Болгарии, Индии. А вот в России ее поставил только один режиссер, зато какой — Роман Виктюк! Остальные, видимо, не решаются…  Кстати, Виктюк трижды ставил мои пьесы — это рекорд!

Шел на своеобразный рекорд и Крымский академический: восемь постановок шести пьес Красногорова — кто больше? Но, как признался гость, в безусловных лидерах в этой «номинации» — Национальный академический театр… Монголии в Улан-Баторе. Именно там осуществили мегапроект «Красногоров-7», весной нынешнего года посвятив весь   сезон пьесам питерского драматурга.

— Почему это сделали именно монголы, ума не приложу, — разводит руками драматург. — Но, думаю, в Симферополе  этот рекорд все-таки побьют!

«В столицах все занимаются групповым изнасилованием классики…»

Напоследок Валентин Красногоров признался в любви к классической драматургии:

— Часто перечитываю Шекспира, Лопе де Вега, причем в подлинниках — знание языков позволяет. А из «наших»  — Гоголя: считаю, он — подлинный гений и первый абсурдист (возьмем ту же «Женитьбу»).  Мой же любимый жанр — ироническая комедия. Кстати, режиссеры редко любят комедию, да и Аристотель в «Поэтике» называет ее «самым трудным жанром драматического искусства».  А любимые образы, конечно же, женские:  в отличие от некоторых знаменитых режиссеров, я женщин очень люблю!

Не без горькой иронии признался драматург и в том, что   столичным театрам современная драматургия сегодня мало  интересна:

— В столицах никому ничего не нужно, никто ничего не читает — все занимаются групповым изнасилованием классики. Но я считаю:  не надо классику опускать до зрителя — надо зрителя поднимать до классики!

«Когда-то я почти весь Крым прошел пешком…»

Конечно, прозвучали на встрече вопросы и о Крыме.

— В Крыму я был раза четыре, но с последнего моего приезда сюда прошло уже двадцать пять лет — срок, согласитесь, немалый,  —  заканчивает разговор собеседник. — Поэтому хочется  повторить свои маршруты, ведь когда-то я практически весь Крым прошел пешком:  поднимался на Чатырдаг, Большой Каньон,  Демерджи, весь Восточный Крым исколесил! Ваш полуостров — это великое место. Крым был бы раем, если бы люди хоть немного соответствовали той красоте и гармонии, которую сотворил здесь Господь!

Досье «КВ»:

КРАСНОГОРОВ Валентин Самуилович. Родился и живёт в Петербурге.  Член Союза российских писателей  и Союза театральных деятелей России. Доктор технических наук, автор монографий, патентов и статей по химической технологии. Как драматург дебютировал  в 1976 году пьесой «Настоящий мужчина». Пьесы Красногорова «Комната невесты», Кто-то должен уйти», «Рыцарские страсти», «Прелести измены», «Любовь до потери памяти», «У каждого своя звезда», «Сейчас или никогда» («Шествие гномов»), «Давай займемся сексом!», «Свидания по средам» и другие, поставленные более чем в 200 театрах России и многих зарубежных стран, тепло встречены критикой и зрителями. Книга писателя «Четыре стены и одна страсть» о сущности драмы как рода литературы заслужила высокую оценку деятелей театра. Над постановками его пьес работали такие выдающиеся режиссёры, как Георгий  Товстоногов, Лев Додин, Роман Виктюк, Владимир Андреев. Красногоров выступает также как прозаик и публицист, автор книг, повестей, рассказов и эссе, опубликованных в различных изданиях.


крымское агенство новостей

В Симферополе заложат новый памятник

Ко дню освобождения Симферополя от немецко-фашистских захватчиков 13 апреля в на проспекте Победы заложат камень в основание памятника Отдельной...

читать полностью


COPYRIGHT © 2008

Использование материалов time4news.org допускается только с разрешения редакции.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, разрешается при условии ссылки

(для интернет-изданий - гиперссылки) на time4news.org